Ср 05.02.2025, 21:04                                                                                                                                            Регистрация Вход

Адрес: 425120, Республика Марий Эл, пгт. Морки, ул. Советская, д. 7
Телефон: 8 (987) 708-09-96
E-mail: biblmorki@yandex.ru

Меню сайта

Краеведение

Наш опрос
Литературу какого жанра Вы предпочитаете?
Всего ответов: 96

Опрос
Как Вы оцениваете качество услуг в библиотеке?
Всего ответов: 57







<— Туристический маршрут         Священные рощи Моркинского района  —>


Священная роща Тӱня кӱсото-Всемарийская д. Варангуж


Священная роща находится в 500-700 метрах на север от деревни Варангуж Моркинского района РМЭ (на картах эта роща видна немного севернее  д. Варангуж в сторону д. Токпердино).

Очень большую известность эта роща получила после скандальных событий 1827 года, когда тут проводились всемарийские мировые моления, и в рощу собралось более пяти тысяч человек (причем из разных губерний России – Вятская, Уфимская и др.). 

Однако местные власти предприняли чрезвычайные меры для разгона и преследования марийцев и особенно марийских жрецов. По этому делу сохранились даже архивные документы в Казанской губернии по вопросам языческого моления и допросам местных крестьян из различных деревень.

    

Однако никакие преследования со стороны губернского и волостного начальства (и полиции) не истребили приверженность народа мари к своей исторической вере, и вплоть до 1955 года моления в этой роще совершались раз в четыре года. Что интересно, но именно в сталинские времена моления в кюсото проводились (хотя и достаточно закрыто), но именно с наступлением хрущевских гонений на религию – снова стали запрещать как богослужения в храмах и мечетях, так и преследовать языческие традиции малых народов СССР.

Снова моления начались в Варангужской роще уже в 2010 году, кюсото обустроили, закупили инвентарь, пригласили картов (онаенг), которые помогли возобновить традиции марийских молений.

Также примерно в это время данная роща попала в государственный реестр памятников истории и культовых мест марийского народа (РЕГИСТРАЦИОННЫЙ НОМЕР 121630755570005).

По архивным данным роща основана: вторая половина XVIII в. - начало XIX в. (хотя, конечно, роща организована гораздо раньше).

Республика Марий Эл, Моркинский район, в 500 м к югу от д. Варангуж Уртем-Варангужского сельсовета.
Документ: Постановление Правительства Республики Марий Эл "О мерах по дальнейшему обеспечению сохранности археологических памятников и культовых мест на территории Республики Марий Эл" № 298 от 24.08.1993 г.

Нужно отметить, что моления, когда собираются марийцы (буквально) со всего мира (Тӱня), как это было у деревни Варангуж, очень сильно консолидировали марийскую нацию. Ибо именно тут чувствовалось единство марийского народа, его религиозное, культурное и языковое единство. И факт проведения таких молений как раз доказывал самосознание мари своей нации, наличие общих предков. Соответственно, царское правительство по религиозным и идеологическим причинам (православие – было одной из базой государственной идеологии - самодержавия) пыталось всячески мешать проведению таких массовых языческих молений.

Малые (семейные и родовые) моления государство при такой обширности территорий и удаленности от центров контролировать и запретить не могло, но власти явно препятствовали мировым молениям, ибо обойти вниманием такое собрание народа было невозможно. 

С одной стороны, конечно, никаким насилием невозможно было привлечь марийцев в православие, так как по христианским догматам крещение может быть только добровольным и сознательным. Принуждение к крещению насильственными или экономическими методами (например, льготами по налогам) противоречит канонам Православной церкви. И если народ массово и сознательно исповедует свою природную религию, то никакая власть и сила не может кардинально изменить сознание целой нации.

И с другой стороны, государственную власть также можно было понять, ибо сохранение и удержание огромных империй требовало общей идеологии, общих «смыслов» и ориентиров. Так было в царской России, так было и в СССР, так, в принципе, должно быть и сейчас (?). А при разрушении идеологии – следом рушилось и само государство, это нам известно из нашей недавней истории.

По всем названным выше причинам было достаточно серьёзное разбирательства дела, связанное с языческим молением у д. Варангуж. Вот информация от первого лица:
"Сведения, приведенные приходским священником Я. Смирновым в значительной мере дополняются ценными материалами другого очевидца о состоявшемся марийском молении 1827 г. - царевококшайского исправника Микулина. В записанном им по свежим впечатлениям изложении от 01.01.01 г. и представленном на следующий день протоиерею Царевококшайской соборной Воскресенской церкви И. Билярскому в письме, в частности, отмечалось: 
«На требование ваше о доставлении к вам подробных сведений нащет скопища жертвоприносителей в противность христианской религии сим уведомить вас честь имею.
В вверенном мне уезде Уразинское волостное правление рапортом от 20-го числа сего месяца за № 000 донесло, что близ подведомственной оному правлению деревни Варангуш собрались из губернии Казанской, Вятской и даже Костромской разных уездов крещеные и некрещеные черемиса и вотяки для принесения какой-то жертвы, противной христианской религии. Получив донесение сие, я тотчас собрал понятых разных деревень и взял с собою уразлинского волостного голову, писаря и Уральского войска казака Никиту Худякова. Отправился в то место, где находились жертвоприносители. По приезде туда с вышеупомянутыми людьми, действительно нашел в роще, отстоящей от деревни Варангуш с версту, черемис, до четырех тысяч человек, упражняющихся в богопротивном жертвоприношении, которое в том состояло: что они на сделанных ими столах наклали множества печеного хлеба, ...к оному заставили восковые свечи, - стояли и приговаривали что-то по-черемисски. А прочил, подходя к сим столам, клали поставленныя на оных кадочки, деньги. Сверх сего видел я тут разного скота, приведенного ими для принесения в жертву до четырехсот голов, множество кадок, бочек, наполненных пивом и деланым медом». 

Таким образом, видим буквально массовое (всемирное) моление марийцев числом до 4-5 тысяч (только мужского пола), что вызвало беспокойство в органах власти, в полиции, в духовном управлении Казанской епархии. О масштабах моления можно судить не только по количеству прямых участников, скорее всего, множество мари не могли приехать издалека, и направляли на туня кумалтыш своих посланников. Следовательно, в сакральном смысле тут принимали  участие в молениях десятки тысяч человек. Для жертвоприношения было подготовлено сотни голов скота – это даже для того времени было очень много!

По архивным данным приехал наряд полиции с урядником, которые пытались прекратить языческое моление, тут началась откровенная драка, и «силовые структуры» еле унесли ноги из этого места. После этого началось большое расследование, власти прежде всего пытались найти главных зачинщиков туня кумалтыш, а также марийских картов. 

Нужно отметить, что расследование шло достаточно тяжело и медленно, марийцы под страхом даже самых страшных наказаний не выдавали своих старейшин, и скрывали сами факты участия в молениях и жертвоприношениях. Так или иначе, но то памятное моление  у селения Варангуж теперь уже вошло в историю.

 


<— Туристический маршрут         Священные рощи Моркинского района  —>



Вход на сайт



   
                2025 год 

  


  
  
  

 

 

      
VKONTAKTE
Моркинская библиотека


        

       

© МБУК «Моркинская ЦБС» 425120, Республика Марий Эл, Моркинский район, пгт. Морки, Советская, 7

Телефон: 8(83635)9-17-87; e-mail biblmorki@yandex.ru    
Copyright MyCorp © 2025