Ср 22.01.2025, 12:53                                                                                                                                            Регистрация Вход

Адрес: 425120, Республика Марий Эл, пгт. Морки, ул. Советская, д. 7
Телефон: 8 (987) 708-09-96
E-mail: biblmorki@yandex.ru

Меню сайта

Краеведение

Наш опрос
Литературу какого жанра Вы предпочитаете?
Всего ответов: 95

Опрос
Как Вы оцениваете качество услуг в библиотеке?
Всего ответов: 57







<— Известные земляки Моркинского района     Поэты и писатели  —>


Литературно-этнографический музей им. М. Н. Янтемира


Литературно-этнографический музей имени Михаила Николаевича Янтемира, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Моркинский район, пгт. Морки, ул. Советская, д. 11. Открыт 4 ноября 1994 года. Размещается в двухэтажном деревянном здании, построенном в 1939 году.

История образования и становления музея.

История районного литературно-этнографического музея начинается с момента открытия литературного музея - зала  во дворце культуры поселка Морки в декабре 1982 года. Инициатором открытия был краевед – энтузиаст, Заслуженный журналист Республики Марий Эл Геннадий Михайлович Бекешев.  

Геннадий Михайлович на добровольных началах руководил музей-залом, где были представлены собранные им 950 экспонатов. Музей-зал во дворце культуры просуществовал до мая 1987 года. За время функционирования музей – зал посетили около 11 тысяч посетителей. Среди них профессор из города Турку Алхо Алхониеми, ученый из Эстонии Пауль Кокла, исследователь, доктор филологических наук Ильдико Лехтинен из Финляндии.

В связи с производственной необходимостью в мае 1987 года администрация дворца культуры попросила Г.М.Бекешева освободить помещение. Более четырех лет музейные экспонаты пролежали в одном из помещений летней танцевальной площадки п. Морки, которая к тому времени не эксплуатировалась.

Крыша помещения, в котором находились экспонаты, протекала. Поэтому многие предметы пришли в негодность. За это время Г.М.Бекешев написал множество писем в разные инстанции с целью предоставления отдельного здания под музей. 5 декабря 1986 года в Совет Министров Марийской АССР пишет заявление «Более 10 лет прошу у руководства нашего района помещение под историко-краеведческий музей.

Возможности для этого имеются. Мною предлагалось несколько вариантов. Например, последний вариант, здание бывшей детской библиотеки… Вот уже третий месяц лежит у Рябинина в исполкоме еще одно мое заявление и список членов оргкомитета и совета музея. Теперь вот решил написать Вам, чтобы сдвинуть с мертвой точки мою затею».

Именно благодаря упорству и терпению Г. М. Бекешева в  1989 году решением исполкома Моркинского района под музей передали здание детской районной библиотеки. С этого времени начались ремонтные работы, которые из-за недостатка финансовых средств, продлились до осени 1994 года. Огромную поддержку оказал глава администрации Моркинского района Юрий Никитич Алексеев (Заслуженный работник сельского хозяйства), который обратился за материальной помощью к различным организациям.

Так  ДРСУ Моркинского района (руководитель Муравьев Анатолий Михайлович) заасфальтировали подъездную дорогу и переднюю площадку музея, «Лесхоз» и «Леспромхоз» обеспечили строительными материалами, филиал завода «Контакт» (директор Носов Владислав Михайлович) выделил оргалит в количестве 50 листов и т.д. Открытие музея состоялось 4 ноября 1994 года, в день празднования 70-летия образования Моркинского района.

Программу открытия музея начали с презентации выставки работ Заслуженного художника Российской Федерации Яранова Евгения Герасимовича, уроженца деревни Новая Моркинсского района. Музей был открыт как филиал Национального музея им. Тимофея Евсеева. В штате было всего 4 единицы: директор, которым заслуженно был назначен Г. М. Бекешев, младший научный сотрудник, художник-оформитель, ночной сторож.

Этапы развития музея, наиболее важные события:

Развитие Литературно-этнографического музея им. М. Н. Янтемира можно разделить на 2 этапа:

Первый этап - 1994 - 2004 гг.

В это период сотрудники музея активно пополняли фонды. Проводили культурно-массовые мероприятия. Лекции, встречи с интересными людьми, литературные вечера. Активно работа музея освещалась в районной газете «Морко мланде».

Второй этап - 2004 - по настоящее время.

В этот период активизировалась работа по всем направлениям деятельности: научно-фондовая, экспозиционно-выставочная, научно-исследовательская, научно-просветительская. Значительно пополнились фонды. Стали проводиться семинары для учителей этнокультурного компонента, разрабатываться музейно-образовательные программы и др.

В 2013 году впервые совместно с Министерством культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, с Марийский научно-исследовательским институтом языка, литературы и истории им. В.М. Васильева провели научно - практическую конференцию, посвященную 125-летию классика марийской литературы С. Г. Чавайна, в котором участвовали 83 человека с разных регионов России (Татарстан, Карелия, Мордовия, Удмуртия и др.), а также зарубежных стран Эстонии, Финляндии (заочное участие). Охват мероприятия составил более 400 человек. Автор проекта Александрова М.С.

В октябре 2015 года провели Республиканской научно-практической конференции «Творческое наследие Н. С. Мухина в историко-культурном и образовательном процессе», посвященной 125-летию со дня рождения марийского поэта Николая Семёновича Мухина (1890–1937).

Значительно активизировалась экспозиционно-выставочная деятельность. Потому как выставки повышают доступность,  общественную значимость, как музейных коллекций, так и коллекций представленных теми или иными авторами.

Наиболее значимые выставки:

В 2009 году Моркинцы имели возможность ознакомиться с работами марийских художников, представляющие нашу республику на Всероссийской выставке  «Большая Волга», проходившую в Москве. Выставка была приурочена 85-летию образования Моркинского района. Здесь были представлены работы ведущих художников Республики Марий Эл, таких как Ямбердов И.М., Курочкин, Лаврентьев З.Ф., Яранов Е.Г., Вишневский, Бакулевский, Тактоулов и др. Большое внимание уделяется работе с самодеятельными художниками. Были проведены персональные выставки местных художников, таких как Нестеров Н.Н., Николаев Л.П., Герасимов Л.И., Васильев Ю.М..

В июне 2012 года совместно с работниками Буддийского Центра Алмазного Пути Традиции Карма Кагью пос. Морки при поддержке Международной организации содействия и сохранения культурно-исторических традиций народов Центральной Азии «Культурное наследие Гималаев» была проведена выставка-проект «Ступа, исполняющая желания», так как в августе того же года намечалось открытие буддийской ступы в п. Морки и была необходимость ознакомить местное население с культурно-историческими традициями Центральной Азии, основными понятиями буддийской религии. Во время работы выставки провели мастер класс по технике живописи ткалка, просматривали фильм про буддийские ступы. В настоящее время ступа является одним из объектов экскурсионного маршрута поселка Морки.

В августе - сентябре 2014 года в честь 90-летия образования Моркинского района провели выставку картин «Морко талант памаш». Были представлены работы 16 художников Моркинского района. Свои картины представили Заслуженный художник Российской Федерации Яранов Е.Г., Заслуженный художник Республики Марий Эл Боголюбов В.А., Заслуженный художник Республики Марий Эл Павлов В. А., молодые художники Екатерина Кузнецова, Анастасия Иванова, самодеятельные художники Герасимов Л. И., Николаев Л. П., Васильев Ю. М. и др. Всего на выставке было представлено 43 картины.

Музей сегодня. Фонды, экспозиции, направления и виды деятельности:

В настоящее время в музее хранятся 5144 экспонатов. Из них 3455 единиц - предметы основного фонда, 1689 единиц - предметы научно-вспомогательного фонда. Это предметы этнографии, фотографии, редкие книги и документы, картины и др. Все они размещены по залам. Их пять: литературный, выставочный, этнографический, конференц-зал, фондовый.

Большое место в литературном зале занимают экспозиции, посвященные классикам марийской литературы С. Г. Чавайну, Н.С.Мухину. Можно долго задерживаться перед экспозициями, посвященными талантливым безвременно ушедшим из жизни поэтам, А. Степанова, В. Колумба, критика-переводчика А. Тока, народным писателям С. Николаева, Н. Лекайна, Н. И. Казакова. Большая экспозиция посвящена районной газете «Морко мланде», его первому редактору Краснову С. А. (Элнет Сергей). Большая экспозиция, посвященная художникам, артистам Моркинского района. Также здесь представлены личные вещи самодеятельного композитора М. С. Степанова (баян, книги, трость и др.).

Уньжинская школа – питомник марийской национальной культуры» - так называется другая экспозиция. С середины XIX века по начало XX века талантливыми учителями с передовыми идеями были революционер-демократ П. Григорьев, этнограф Т. Ефремов - автор первого марийского гимна, писатель, ученый В. Мухин, общественно-политический деятель Н. Бутенин и др. Они в разное время учили детей и выпускали из школы талантливых людей. Среди учеников С. Г. Чавайн, Н. С. Мухин и другие.

Немаловажное значение имеет выставочный зал музея, с площадью в 72 кв. м., с высоким потолком. Зал используется для проведения различных выставок. Здесь представлена уникальная коллекция изделий Красностекловарского стекольного завода, история которой начинается в конце 19 века. Среди ценных экспонатов колокол, форма для литья посуды, туфли (начало 20-го века), принадлежащие жене хозяина завода Хохрякова и др. За годы функционирования музея в этом зале проводились персональные выставки картин Заслуженных художников Российской Федерации З.Ф.Лаврентьева, И.М.Ямбердова, Е.Г.Яранова и др.

Большой интерес представляет этнографический зал, где собраны предметы быта, одежда, орудия труда, посуда, коллекция старинных замков и другие.

Все экспонаты размещены в двух разделах:

Первый раздел представлен в виде крестьянского двора на фоне Кармангоры (памятник природы, который представляет для моркинцев особую ценность) и ее окрестностей. Здесь много предметов, необходимых в процессе обработки конопли, для строительства, ручная мельница, цепи и многое другое, что могло бы пригодиться в хозяйстве того периода.

Второй раздел представлен одним из углов крестьянской избы 18-19 века. Здесь мы можем увидеть печь, стол, топчан, ткацкий станок, зыбка, марийскую одежду разных локальных групп, сундук, самопрялку, холсты и др. Все здесь напоминает присутствие женщины. Поэтому у марийцев этот угол называли «ӱдырамаш пусак», т.е  женский угол.

Фондовый отдел музея занимает 35 кв. м. Здесь хранятся предметы изобразительного искусства, материалы по краеведению, этнографии и др. Экспонаты, вновь поступающие в фонд музея, пройдя научную обработку, направляются в хранение именно в этот зал.

В настоящее время одним из наиболее важных и актуальных проблем является проблема сохранения традиционной культуры, языка марийского народа от которых во многом зависит будущее нашей республики.

Музей давно перестал быть только центром хранения и передачи культурного наследия.   В современном понимании музей означает научно-исследовательское и культурно-просветительное учреждение, которое, в соответствии со своими социальными функциями, осуществляет не только комплектование, учет и хранение, но и изучает и популяризирует историю и культуру народов.

Существуют разные формы проведения культурно-просветительской деятельности. Традиционными формами являются лекции, экскурсии. В настоящее время более востребованными и актуальными стали музейно-образовательные программы.

Работниками литературно-этнографического музея им. М. Н. Янтемира используются различные методы и формы работы. Это музыкальные и литературные вечера, встречи с интересными людьми, выставки, как местных художников-любителей, так и профессиональных художников. К примеру, ежегодно, и уже это стало традицией проведение таких мероприятий как «День национального героя» и др. Также работниками музея составляются лекционные материалы по различным темам. Например, «Технология обработки конопли», «Марийская национальная вышивка», «Восточно-марийская национальная вышивка» и многие другие.

Сотрудники музея разработали и реализовали несколько музейно-образовательных программ. Данные программы рассчитаны помочь детям, т.к. они являются основными посетителями музея, не только в изучении истории и культурных ценностей, а также в практическом участии сохранения истории, обычаев, традиций своего народа, раскрывать и развивать потенциальные творческие способности, заложенные в каждом ребенке с рождения.

Наиболее удачными и востребованными являются такие программы как «Шорыкйол пайрем», «Элемент традиционной марийской свадьбы «Одевание свадебной поезжанки», «Памяти павших будьте достойны».

Музейно-образовательная программа «Шорыкйол пайрем» является не просто развлекательной, но и научно-познавательной программой. Программа проводится в этнографическом зале, представленной в виде марийской избы. Экспонаты на время превращаются в декорацию.

Первую часть Программы (познавательная часть) музейный сотрудник начинает с объяснения аудитории о сущности и значении праздника, с ознакомления с основными персонажами.

Проговаривается что «Шорыкйол пайрем является одним из древнейших календарных праздников марийского народа. Он отмечается в период рождественских праздников. В разных районах он называется по-разному. Где-то "Рошто", так как происходит от слова Рождество). В Моркинском районе называется Шорыкйол (переводится как овечья нога). Потому как овца издревле считалась основной живностью марийского народа. Она дает шерсть, мясо, из нее изготавливают валенки, тулуп, вязали варежки, носки, приносили в жертву во время молений в роще. Ни одно другое животное не давало столько богатства сколько овца. 

Поэтому ее почитали и устраивали праздник в честь нее. Во время праздника гости выходили в хлев, дергали за ноги овцу, проговаривая «Йыгырым, йыгырым», т.е. «Двойню, двойню». Таким образом, просили двойного пополнения в хлеву. От этого и произошло название праздника «Шорыкйол». В то же время праздник Шорыкйол считался самым веселым праздником. Игры, песни, гадания проводились целую неделю с 7 по 14 января. Ряженые (Васлий мочор, Васлий кува, Маска, Оза вате, Салтак (солдат) - основные действующие лица этого праздника. Они не только ходили по домам и веселили народ, их главная задача состояла в том, чтобы выступить в роли судьи. Зайдя в любой дом, могли похвалить хозяев за их трудолюбие и щедрость. Или наоборот осудить за лень и аморальное поведение. Зная это, хозяева заранее готовились к празднику, готовя угощения.

Женщины демонстрировали, сколько напряли нити, сколько наткали холста, мужчины показывали, сколько изготовили лаптей и т.д. Ряженые желали хозяевам богатства, добра. Предсказывали, что в следующем году их ожидает хороший урожай, пополнение в хлеву и т.д. За это хозяева щедро угощали ряженых».

Во второй части (театрализованной) программы неожиданно появляются ряженые. Шутки, песни, пляска, гадания. Самое интересное для детей то, что в роли ряженых выступают и сами дети. Проигрываются музейные предметы. Таким образом, ребенок не только визуально видит тот или иной экспонат, а на деле видит его предназначение. Вторая часть Программы проводится на марийском языке.

Свадьба в жизни человека – это самый большой и ответственный момент. И это понимали наши предки. Свадебный обряд –это сложный обряд, имеющий несколько этапов, в котором принимали участие не только жених и невеста, но все родственники. К свадьбе готовились заранее. Для свадебной поезжанки (сӱан вате) подготовка к свадьбе -это большой труд. Необходимо было заранее подготовить все элементы свадебного наряда. Прежде всего, надо было почистить серебряные монисты, обновить ленты и т.д. Своим нарядом, умением петь она должна была украсить свадебный обряд. 

Музейно-образовательная программа «Элемент традиционной марийской свадьбы «Одевание свадебной поезжанки»», разработанная с сотрудниками литературно-этнографического музея им. М. Н. Янтемира - своеобразное мероприятие с показом одевания свадебных костюмов Моркинского района, в котором показывается старинный свадебный наряд, свадебный наряд Шоруньжинской стороны, современный свадебный костюм.

Самым сложным элементом женского свадебного наряда является головной убор шарпан, т.к. надеть его непросто. От умения одевания наряда зависело то, как будет выглядеть и чувствовать себя свадебная поезжанка в течение всего свадебного обряда. Каждый элемент наряда имеет свое смысловое значение. Посетители воочию видят весь процесс одевания свадебного наряда. В конце программы звучат свадебные мелодии.

Какую же цель могут преследовать музейно-образовательные программы?

Во-первых, происходит формирование у детей ценностного отношения к национальной культуре, истории и культуре малой родины через активное включение их в музейно-педагогическую деятельность.

Во-вторых, происходит становление духовно-нравственной культуры, гражданственности, патриотизма личности на основе музейной коммуникации.

Ежегодно сотрудники музея совершают экспедиции по сбору экспонатов по населенным пунктам Моркинского района. Так, в настоящее время в музее хранятся экспонаты, собранные в деревнях Кукшнур, Уилем, Сердеж и др.

Немаловажное значение в музейной деятельности имеет научно-исследовательская деятельность. Каждый сотрудник музея работает над какой-либо темой. Ежегодно свои исследовательские работы представляют на научно-практической конференции «Евсеевские чтения». В дальнейшем печатаются в «Музейном вестнике». 

Интересные заметки:

Исторический интерес предоставляет само здание музея, в котором с момента постройки размещались различные организации. Здание было построено в 1939 году под летний пионерский лагерь. В 1942 году по решению исполкома районного совета депутатов трудящихся здание было передано под районную библиотеку. В 30-40 годах на первом этаже находился отдел просвещения района. С августа 1956 года решением Министерства культуры  Марийской АССР открыта самостоятельная детская библиотека.

Одновременно две библиотеки  стали находиться в одном здании. В 1977 году взрослая библиотека переехала в новое здание Дворца культуры. Детская библиотека находилась в этом здании до 1989 года. На втором этаже этого здания с 1955 по 1970 год находился райком комсомола.

В своё время, в 1959 году, первым секретарем райкома комсомола работал известный поэт земляк Валентин Колумб. С 1955 года вторую половину первого этажа занимал отдел культуры, с 1977 года отдел культуры перебрался на второй этаж и находился там до 1980 года.

С этого времени помещение, а также помещение современного этнографического зала были переданы под жилье работникам отдела культуры. В 1989 году детская библиотека переехала в другое здание. Здание было передано под музей.

Список руководителей музея (ФИО, годы руководства):

1. Бекешев Геннадий Михайлович – 1994-1999 гг

2. Большова Лариса Андреевна  - 1999-2003 гг

3. Александрова Марина Семеновна - 2004 - по настоящее время


<— Известные земляки Моркинского района     Поэты и писатели  —>



Вход на сайт



   
                2025 год 

  


  
  
  

 

 

      
VKONTAKTE
Моркинская библиотека


        

       

© МБУК «Моркинская ЦБС» 425120, Республика Марий Эл, Моркинский район, пгт. Морки, Советская, 7

Телефон: 8(83635)9-17-87; e-mail biblmorki@yandex.ru    
Copyright MyCorp © 2025