Вт 03.12.2024, 20:12                                                                                                                                            Регистрация Вход

Адрес: 425120, Республика Марий Эл, пгт. Морки, ул. Советская, д. 7
Телефон: 8 (987) 708-09-96
E-mail: biblmorki@yandex.ru

Меню сайта

Краеведение

Наш опрос
Литературу какого жанра Вы предпочитаете?
Всего ответов: 95

Опрос
Как Вы оцениваете качество услуг в библиотеке?
Всего ответов: 57







<— Летопись населенного пункта        Туристический маршрут  —>


Поселок Октябрьский


Поселок Октябрьский - «Ворота» Моркинского района

В июне 1944 года на лесопункт "19 км" прибыл эшелон товарных теплушек с людьми - крымскими татарами, выселенными из Крымской АССР на спецпоселение в Марийскую АССР. Их разместили в бараках на "19 км", а также в лесопункте "Уба". Это были первые постоянные рабочие кадры лесозаготовителей. В декабре 1946 года на лесопункт "19 км" из Суслонгера привезли 137 человек - репортированных немцев. Их разместили в бараке, построенном в конце двадцатых годов в квартале № 28 Леушкинского лесничества лесхоза "Мушмари" МАССР. Эта "точка" в будущем и станет лесопунктом "Октябрьский" - центром Октябрьского сельсовета, "воротами" Моркинского района.

В осенне-зимние периоды 1946-1947 годов постоянные рабочие лесопункта "19 км" Суслонгерского леспромхоза проводили вырубку леса в квартале № 28 Леушкинского лесничества, где проектировалось строительство лесопункта, в дальнейшем поселка. Одновременно с вырубкой леса строились жилые дома, прорубалась трасса для будущей железной дороги. Трасса прорубалась навстречу друг другу: от "45 ПК" шли рабочие Юшутской железнодорожной ветки Суслонгерского леспромхоза, а навстречу им - крымские татары из поселка Уба, работавшие на лесопункте "19 км" и проживавшие в квартале № 28 - немцы-спецпереселенцы. Они были приняты на работу как постоянные рабочие. Строительство железной дороги возглавлял прораб Юшутской железнодорожной ветки И.М. Михеев. Для обеспечения дороги шпалами была построена шпалорезка. Шпалозавод работал в две смены.

1947 год был не только годом заготовки и вывозки древесины, но и годом строительства. Были созданы строительные бригады, которые перевозили жилые дома из старых лесных участков (19 километр, подучасток Кульбаш Березинского лесоучастка, лесопункта Озеро), восстанавливали их на новом участке "Октябрьский". Строили и новые жилые дома для рабочих, одновременно со строительством жилых зданий были построены два магазина - продовольственный и промтоварный, столовая, пекарня, четырехклассная начальная школа, контора лесоучастка, красный уголок, летний театр, конюшни. Лошади использовались на трелевке и вывозке древесины к линии железной дороги. Некоторые спецпереселенцы строили дома - времянки-землянки. 

1947 год - год строительство узкоколейной железной дороги "УЖД". Ее строительство было необходимо, так как основной массив леса был на заболоченных местах и вывезти его оттуда к железной дороге на лошадях и автомобилях можно было только в зимнее время. Первым начальником УЖД Октябрьского лесопункта был Я.И. Волков, житель деревни Чингансола Керебелякского сельсовета Сотнурского района. Узкоколейная железная дорога была основной, по которой перевозилась древесина для дальнейшей переработки на нижнем складе лесопункта.

1947 год был годом технического оснащения, обеспечения, снабжения лесозаготовителей инструментами, транспортом, разгрузочно-погрузочными механизмами. К концу 1947 года железная дорога была построена от разъезда "17 километр" до переезда автомобильной дороги Морки-Звенигово. На нижнем складе лесопункта "Октябрьский" был построен разъезд, а также "ус" - ответвление до разделочной площадки. С 1947 года лесопункт "19 км" стал называться Октябрьский. В 1948 году начальником лесопункта Октябрьский был назначен СП. Яковлев, техноруком - Г.А. Смехов. Лесопункт был назван "Октябрьский механизированный пункт". Были созданы механизированные участки. Первыми мастерами леса работали А.А. Корюкин, А.С. Песков, П.П. Петров.

В 1949 году на нижнем складе лесопункта установили локомобиль для выработки электроэнергии. Старшим машинистом локомобиля работал в то время Г.А. Ивановский. К 1956 году лесозаготовители Октябрьского механизированного лесопункта были близки к завершению лесоразработок. Основной запас спелого леса бал спилен, вывезен и отгружен народному хозяйству страны. Надобность в узкоколейной железной дороге отпала. Паровозы, подвижной состав, рельсы были отгружены в другие предприятия треста "Марилес". На основании постановления Совета Министров СССР от 24 ноября 1955 года сняты с учета спецпоселения, освобождены из-под административного надзора органов МВД с 20 ноября 1956 года крымские татары, уроженцы Украины, немцы. Начались массовые увольнения по собственному желанию спецпереселенцев и выезд их за пределы МАССР.

  

В 1958 году лесопункт Октябрьский был преобразован в мастерский участок и передан в подчинение Филиппсолинского лесопункта Суслонгерского леспромхоза треста "Марилес". В 1959 году Филиппсолинский лесопункт ликвидирован, и Октябрьский мастерский участок, который возглавлял мастер леса Власов, был передан в подчинение Комсомольского лесопункта Суслонгерского леспромхоза. Производственные здания, сооружения, жилые дома передавались Октябрьской АТК, Моркинскому леспромхозу, Моркинскому роно, сборно-щитовые жилые дома продавались населению за наличный расчет. В 1960 году деятельность Октябрьского мастерского участка была прекращена. Лесопункт Октябрьский Суслонгерского леспромхоза треста "Марилес" прекратил свое существование и с этого же года стал называться населенный пункт поселок Октябрьский.

В 2004 году в поселке проживали более 1300 человек в 430 хозяйствах. На территории администрации расположены следующие предприятия: Октябрьский производственный участок "Салют» АЗС, лесничество, АТП, средняя школа на 318 мест, коррекционная школа-интернат на 129 учеников, детский - сад, СДК, библиотека, ФАП, аптека, несколько магазинов, узел почтовой связи., мечеть , часовня. На 2017 год в поселке около 1150 человек.

   

Филиал завода полупроводниковых приборов. 90-е годы более 100 рабочих мест. В начале 2000-х - ЗПП прекратил свою деятельность. На 2018 год - 2 человека осуществляют присмотр за территорией.

  

 

  

 

     

 

     


<— Летопись населенного пункта        Туристический маршрут  —>



VKONTAKTE
Моркинская библиотека


        

       

© МБУК «Моркинская ЦБС» 425120, Республика Марий Эл, Моркинский район, пгт. Морки, Советская, 7

Телефон: 8(83635)9-17-87; e-mail biblmorki@yandex.ru    
Copyright MyCorp © 2024