<— История Годы и люди —>
Взгляд в прошлое
Сведения о первых поселениях людей на территории района относятся к 3-2 тысячелетию до нашей эры. Археологами изучены две стоянки первобытных людей на территории Моркинского района: Старомазиковская и Барскокужерская.
Территория района, как видно из сохранившихся исторических источников, в X веке была заселена вотяками (удмуртами или, как их называли марийцы, одо-марий), которых было немало и в стороне города Арска (Татарстан). Во время заселения мари левобережья Волги и движения их от древнего Хлынова (Вятки) в восточном направлении вотяки были принуждены освободить для мари и Мор-кинский район. Памятником их пребывания здесь осталось село Арино. Вотяки назывались арскими людьми, отсюда и город Арск и гора Карман, которая служила крепостью во время столкновения мари с вотяками (ныне гора Карман Курык взята под охрану государства). Таким образом, мари, которые заняли земли нынешнего района в период между XI и XIII веками, вытеснив отсюда вотяков, являются в настоящее время самыми древними и коренными жителями района.
Марийцы пришли сюда с правобережья Волги, где значительное время жили в соседстве с чувашами, по всей вероятности в районе Цивильска (ныне входит в состав Чувашской Республики), что заметно по костюму моркинских женщин, которые, как и зве-ниговские, носят шарпаны, тогда как в других местах такой женский головной убор не встречается, а также по употреблению моркинскими мари слова «шамыч», проникшего из чувашского языка.
Часть мари в- район пришла, видимо, и с яранской стороны Вятской губернии. Например, жители деревни Ярамор сохранили предание о том, что их предки пришли на это место из-под Яранска, отсюда и деревня получила название Ярамари.
Жители моркинской стороны, как и другие луговые мари, входили в состав Казанского ханства. После падения Казанского ханства моркинская земля вошла в состав Казанской губернии Русского государства. Значение присоединения Марийского края к России невозможно определить, как однозначно положительное или отрицательное. В результате продолжительных военных конфликтов многие марийцы погибли, попали в плен и были уведены в рабство, вынуждены были навсегда покинуть родину.
Происходило сокращение земельных площадей, находившихся во владении марийских общин. Многие из них были непосредственно закреплены за казной в ходе генерального межевания земель. Так, из Большой Моркинской, Большой и Малой Иринской, Шалинской и Коркатовской волостей в пользу казны было отрезано 22 десятины пашни, 18 десятин сенокосов, 100152 десятины леса.
Очень болезненно сельские общины воспринимали рекрутские наборы. Это было связано с тем, что подневольный рекрут не имел никакой надежды вернуться домой. Рекрутской повинности пытались избегнуть. Деревенская верхушка за большие деньги откупалась от нее. Обычно общины сдавали в рекруты мужчин из бедных дворов. Так, в деревне Вонжеполь Коркатовской волости из семьи Максима Леонтьева Тойтывара (8 человек) после его смерти у вдовы Аксиньи Леонтьевой из числа трех сыновей взяли в рекруты — в 1874 г. 18-летнего Сидора и в 1876 г. 16-летнего Петра. Не выдержав таких бед, в 1876 г. скончалась и их мать в возрасте 43 лет.
Понятно, что все это вызывало протест народа. Наивысший подъем борьбы крестьян Марийского края против феодально-крепостнического гнета связан с крестьянской войной под предводительством Е.И.Пугачева.
Наиболее яркие события крестьянской войны в Моркинском районе связаны с периодом отступления Пугачева из-под Казани и движения его до Кленовой горы (июль 1774 г.). Большую помощь пугачевцам оказали марийские крестьяне Коркатовской и Шалинской волостей. Они показывали дороги, собирали лошадей и фураж, сами записывались в повстанцы. Так, в Андреевой сотне Максимова Коркатовской волости в д. Новая повстанцами было разгромлено имение поручика М.Мельгунова. Лишь бегство в лес спасло священников от народного возмездия в с. Морки и Арино.
Позитивные последствия присоединения проявились не сразу, а лишь позже.
Произошло ускорение развития производительных сил. Начался подъем сельского хозяйства, выразившийся в расширении пашенных площадей, в повсеместном переходе от пестрополья к трехполью. Произошло дальнейшее расширение лесных промыслов, получили распространение огородничество, пчеловодство, свиноводство. Стала налаживаться торговля. Моркинский край поставлял пушнину, кожу, продукты лесных промыслов и ремесла.
Многие крестьяне владели мукомольнями. Так, по данным переписи 1704 г. в Моркинской волости Казанского уезда мукомольнями владели Пехтуган Утяков, Кузьма Ишпулатов, Козембай Актуганов, Миша Чеверин, Василий и Мурзанай Петеевы, Федот Алдаев, Ишпулат Ядыков, Озик Октубинов и другие.
Сохранившиеся архивные документы дают некоторое представление о продаже марийцами Моркинской стороны продуктов крестьянского животноводства. Так, в 1755 г. марийский крестьянин д. Арино Шалинской волости Казанского уезда в начале октября приезжал в д. Коркатово «для покупки овечьих кож» и отвозил товар в Казань.
О развитии пчеловодства в Моркинском районе свидетельствуют следующие факты: переписи первых двух десятилетий XVIII века зафиксировали наличие «бортных вотчинных ухожьев» в волостях — Большой Моркинской, Другие Морки, Коркатовской. В 1787 г. в починке Илеть Моркинской волости Вади Итеев имел в лесу 11 бортей, ценою каждая по 4 рубля.
Заметно сказывалось русское культурное влияние. Оно проявлялось в заимствовании типов жилищ, предметов быта, пищи, использовании принятых в России календаря и системы мер. Совместное проживание с русскими способствовало распространению среди марийцев русского языка, посредством которого марийский народ приобщался к достижениям европейской культуры. В конце XVIII века на основе кириллицы была создана марийская письменность. Присоединение края к России способствовало распространению среди марийцев образования.
Вместе с тем, Моркинский район является наиболее марийским. Типичные черты марийского народа, его обычаи, быт и нравы сохранились здесь в большей степени, чем это наблюдается в других районах Республики Марий Эл. Обращает на себя внимание язык моркинских мари, который сохранился в наибольшей чистоте и признан литературным. У моркинских мари более устойчиво сохранились марийские нравы и обычаи. Так, здесь соблюдаются национальные праздники Агавайрем, Семык, Сурем, Шорыкйол, Уярня, Кугече, Сорта и др. Кроме того, на 1993 г. в Моркинском районе насчитывалась 51 священная роща. Национальные костюмы моркинских мари также сохранились, не претерпев большого влияния русского или татарского населения. Это главным образом заметно по вышивкам. В Моркинском районе более чем в других районах республики остались последователи истинно марийской языческой веры. Кроме того, в районе широко распространены православие и ислам. Восстановлены два православных храма и четыре мечети.
Большие изменения произошли в 1917 году. Февральская революция с новой силой оживила надежды народа на лучшую жизнь. После свержения царизма, в условиях двоевластия, борьба за новое становилась все более решительной, разнообразной по формам.
Получили дальнейшее развитие самовольные захваты крестьянами земель. Начались самовольные порубки лесов и захваты казенных угодий. Так, 22 сентября 1917 года о большой порубке земель сообщили из Моркинского лесничества.
Социально-экономические противоречия, классовая эксплуатация, национальное угнетение, произвол царских чиновников вплоть до Октябрьской революции 1917 года были постоянными факторами недовольства населения своим положением. Это недовольство проявилось в массовом переселении марийцев в Закамье и Приуралье; выражалось оно и в местных конфликтах, и в более крупных выступлениях. Возмущение крестьян вызывали незаконные захваты их общинных земель, запреты рубить лес на хозяйственные нужды и др.
25 октября 1917 г. в Петрограде победило вооруженное восстание. 2-й Всероссийский съезд Советов известил о переходе всей власти в стране к Советам, принял декреты о мире и земле. Начали создаваться Советы и на территории Марийского края. На территории нынешнего Моркинского района в Моркинской и Шиньшинс-кой волостях первые волостные Советы были созданы 29 мая 1918 г. Важную роль в этом сыграли возвратившиеся с фронта солдаты. Так, после опубликования декрета о демобилизации старой армии к июню 1918 г. в Моркинскую волость вернулись 26 демобилизованных солдат. Первым председателем волостного Совета в Морках был уроженец деревни Купсола П.Л.Смоленцев, который вскоре, в декабре 1918 г., был убит по пути в Казань в деревне Ковали.
Успехи социалистического строительства во многом зависели от правильного решения аграрного вопроса. Вся земля стала собственностью социалистического государства. Так, в конце 1917 г. были конфискованы имения Карпова, Фаткуллина и Садыкова в Шинь-шинской волости и Казем-Бек — в Моркинской.
Большие изменения в Марийском крае произошли после издания 25 ноября 1920 г. декрета ВЦИК и Совнаркома «Об автономной области марийского народа». Им утверждался состав территории. Постановлением ВЦИК от 5 января 1921 г. был утвержден ревком Марийской автономной области, председателем которого стал уроженец Моркинской земли И.П. Петров.
Оформлялась областная партийная организация. 15 января 1921 г. было образовано временное областное бюро РКП(б), председателем которого опять-таки был избран моркинец И.П. Петров.
Большим испытанием для Моркинского района, как и для всей Марийской области, явились стихийные бедствия: пожары и неурожай. Без хлеба оказалось три четверти всего населения МАО, оставшиеся также без семян и фуража. Голод явился результатом технико-экономической отсталости, следствием разрухи, вызванной империалистической и гражданской войнами. Свою роль сыграли заморозки 1920 г., поразившие озимые, и весенне-летняя засуха 1921 г., окончательно загубившая до 70 % озимых и поразившая более двух третей яровых посевов.
Быстро стали распространяться инфекционные болезни, многие заболели тифом. Стихийные бедствия усугубили хозяйственную разруху. Начался забой, а затем и падеж скота. Возросли трудности и в промышленности.
ЦК РКП(б), СНК РСФСР приняли действенные меры борьбы со стихийными бедствиями и их последствиями. Марийской автономной области была оказана огромная и разнообразная помощь. Неоценимое значение имело в этом выполнение указания В.И. Ленина: «Надо дать марийцам и побольше» (Ленинский сборник. М., 1975. Т.38. — С.429). Оно было дано в связи с обсуждением вопроса о разработке горельников и охраны лесов в МАО. Особое значение в борьбе с голодом, последствиями пожаров, а затем восстановлении народного хозяйства имело подписанное В.И. Лениным постановление Совета труда и обороны от 30 сентября 1921 г. В связи с создавшейся острой необходимостью обеспечения голодающих продовольствием, разработки лесных гарей, использования лесоматериалов в народном хозяйстве и предотвращения порчи лесов вследствие пожаров лесозаготовительные и связанные с ними работы в МАО, как и в других голодающих районах Поволжья и Приуралья, были отнесены к работам государственной важности, снабжение и финансирование их стало производиться из государственного фонда и из ресурсов для голодающих.
Источник:
Моркинский район: Сборник документальных очерков. — Йошкар-Ола: Комитет Республики Марий Эл по делам архивов, Государственный архив Республики Марий Эл, Администрация муниципального образования «Моркинский район», 2004. - 320 с. ил. 2004 г.
Годы становления и перемен (статьи из районной газеты "Морко мланде" об истории и жизни Моркинского района)
<— История Годы и люди —>