<— Тыгыдеморкинская сельская библиотека Известные земляки —>
Туристический маршрут
Деревня Тыгыде Морко расположена в 7 км юго-восточнее центра сельсовета, д. Себеусад. Согласно преданиям, ее основателями в конце XVIII века были выходцы из д. Кутлино братья маленький и большой Антоны, маленький и большой Николаи. Во второй половине XIX века оба населенных пункта располагались в 200 метрах друг от друга, имели одно общее название Тыгыде Морко. В те времена вокруг деревни стоял дремучий лес, и жители в основном занимались охотой, вырубали лес, подготавливая почву для занятия земледелием.
В 1893 году местный житель Топерге Кргорий открыл начальную школу, ее первым учителем являлся Д.И. Ильин.
В 1919 году крестьяне своими силами построили избу-читальню. В конце 20-х годов к д. Тыгыде Морко примкнул починок Чопчай на правах улицы, которая до сих пор носит это название. В 1931 году жители создают колхоз "Кутко". Вскоре были построены МТФ, конюшня, свиноферма, зерноток и другие хозяйственные помещения. В 1947 году в колхозе появилась собранная из запасных частей в Казани автомашина ГАЗ-АА, в народе про нее говорили "полуторка".
В 1950 году близлежащие деревни объединились в одно укрупненное хозяйство им. Карла Маркса. Ее первым председателем был выбран Б.В. Васильев. В 1961 году построили собственную электростанцию, тогда же появились первые телевизоры.
В начале 80-х годов начато строительство новой улицы Молодежная, в этом же году открыт сельский Дом культуры. В 1989 году построили новое здание библиотеки.
Обелиск павшим воинам в ВОВ 1941-1945 годы
Установлен обелиск в 1991 г. во дворе сельского клуба деревни Тыгыде-Морко. Инициатор установления обелиска Яковлев Владимир Валентинович, председатель колхоза имени Карла Маркса. Финансирование было за счет хозяйства им. Карла Маркса. Скульптор - Конанов Александр А., уроженец Краснодарского края. Обелиск дополнен стелами с именами погибших, сооружен вечный огонь.
Из четырех деревень: Тыгыде-Морко, Янгушево, Лопнур, Смычка ушли на фронт более 130 жителей.
Вернулись всего 40 жителей. Память об односельчанах с их именами находится у всех на виду.
Каждою весной работники культуры красят обелиск белой краской. Ухаживают за клумбой у памятника, цветут красивые, яркие цветы с весны до поздней осени. У обелиска каждый год работники клуба и библиотеки проводят торжественные мероприятия во дворе клуба, собирая всех односельчан.
Памятник, скульптором которого является Медведев Геннадий Николаевич. Уроженец деревни Тыгыде-Морко, переехал в Волгоград.
Настачи памаш
По легенде в стародавние времена жила в деревне Тыгыде-Морко зажиточная семья. В этой семье росла красивая, статная девушка. В этой же деревне жил юноша из бедной семьи. Полюбили они друг друга и начали встречаться тайком от родителей. Они решили пожениться, но родители отказались выдать дочку за бедняка. Любовь между молодыми была сильной.
Спустя время у молодых рождается дочь, назвали её Настачи. Трудные времена настали для молодых, односельчане презирали и перестали общаться. Не в силах больше терпеть такое отношение, молодая мама взяла своего ребенка, пошла в овраг «Айзган корем», где протекал родник и утопила дочь. Через некоторое время, мимо родника шла другая молодая семья. Они услышали слабый плач, спасли несчастную девочку Настачи и удочерили.
С тех пор этот родник стали называть «Настачи памаш».
Яшкан и Тишкан
Давным-давно жили были братья Яшка и Тишка. По легенде они выросли и решили обзавестись хозяйством. Выбрали место по разным сторонам оврага. Тишка -трудолюбивый человек, построил добротный крепкий дом. В илем, где начал жить Тишка, пришли и другие жители, строили свои дома. Так у него появились соседи. А Яшка ждал помощи своего брата. Тишка помог ему вырыть колодец, но дальше Яшка так и ничего себе не построил. И остался на том месте овраг, который стал называться Яшкан корем. А то место, где проживал Тишка, стало деревней Тишкан.
Священная роща Агавайрем
Священная роща агавайрем расположена около деревни Смычка Себеусадского сельского поселения. Раньше каждый год после весенних полевых работ, 22 мая жители деревни выходили на это место молиться. Просили о хорошем урожае, просили защиты от злых ветров, ураганов. Все готовили обед, приносили караваи, блины, яйца, перемечи и всё выкладывали на то место, где молились жрецы. Одевались в белые чистые одеванья.
Обряд начинался с зажигания свечи, карт кугыза молится и дает яйцо мальчику. Мальчик бросает яйцо через дубовое дерево. Затем качались на качелях. Первым качался этот мальчик, который кидал яйцо. Потом по очереди все остальные качались на качелях, от мал до велика. Дальше продолжался обряд. Сейчас на это место никто уже не ходит, везде все заросло бурьяном и кустами.
<— Тыгыдеморкинская сельская библиотека Известные земляки —>