<— Шордурская сельская библиотека Известные земляки —>
Туристический маршрут
Йошкар школ (Красная школа). Зданию 104 года
Шордурское начальное училище открыто 1 сентября 1913 года. Оно состояло из первого и третьего отделений с общим количеством учащихся 21 человек. Школа размещалась в новом здании, построенном в 1913 году. Постановлением Царевококшайского уездного училищного совета Казанского учебного округа от 10 сентября 1913 года № 892 согласно прошению на должность учителя Шордурского начального училища был перемещен Замятин Алексей Александрович. В школу ходили дети из окружающих деревень: Малый Шоръял, Шурга, Машнур, Кушнанур, Кокрем. В Шордурской школе большое внимание уделялось изучению Закона Божьего и русской речи.
В 1933 году на базе начальной школы была образована Шордурская неполная средняя школа. На 1936-1937 учебный год было 4 классных помещения.
Часовня в д. Шордур
В 2001 году по благословению отца Леонтия в д. Шордур заложили фундамент часовни, подняли деревянные стены с четырехскатной крышей, в центре которой возвышается купол и крест. Часовня распахнула свои двери в июне 2003 года. В 2015 году из-за начала строительства храма на месте часовни, ее пришлось перекатать на новое место. Часовня переместилась к юго-западу и сохранила свой прежний вид. Сейчас в часовне проходят воскресные, праздничные службы.
В 2015 году в д. Шордур началось строительство Храма имени Петра и Павла. Строительство ведется за счет пожертвований населения, организаций, индивидуальных предпринимателей. В строительстве задействованы местные жители Александров Василий Алексеевич, Александров Александр Алексеевич, Семенов Феликс Эвакимович, Иванов Сергей Борисович, Кудряшов Юрий Аркадьевич и др.
Строительство в 2016 году |
Вид будущего храма в 2018 году |
В Шордуре с 2014 года работает Воскресная школа. Расположена она в старом здании правления колхоза им. Кирова. Силами и за счет пожертвований заинтересованных местных жителей здание полностью отремонтировано и подготовлено для занятий с детьми. Оборудованы учебный класс, трапезная. Инициатором является Александров Василий Алексеевич. Педагогами работают Васильева Евгения Александровна, Сергеева Надежда Викторовна.
Деревня Нижняя Моркинского района РМЭ – родина писателя,поэта, переводчика Александра Тока. 5 октября 2007 года в честь 100-летнего юбилея Александра Ивановича Крылова в Шордурской средней школе открыли мемориальную доску.
Мемориальная доска в честь летчика-истребителя Егорова Владимира Владимировича в Шордурской основной школе.
Егоров Владимир Владимирович родился 23 декабря 1967 года в д. Нижняя. Учился в Шордурской школе. После школы в 1985 году поступает в Качинское высшее военное училище летчиков им. Мясникова г. Волгоград, которое оканчивает в 1989 году по специальности летчик – истребитель. В 1990 году был направлен на службу в Забайкальский военный округ на станцию Домна Читинской области, где проходил службу в военной авиационной части. 25 сентября 1998 года при выполнении учебного полета на самолете МИГ – 29 трагически погиб. За добросовестное исполнение воинского долга и за попытки сохранения боевого самолета награжден медалью «За отличие в военной службе» Министерства обороны Российской Федерации посмертно.
Священные рощи
Как в царские времена, так и в советское время, власть не одобряла проведение языческих обрядов у народа мари. Поэтому мари различными способами скрывали или маскировали свои обряды, например, в царское время языческие праздники отмечали во время общепринятых церковных праздников, в эти праздники марийцы отмечали свои обряды. В частности, это было на Семик (Семык), Троицу (Агавайрем), на Иванов и Петров день, также на Ильин день.
В советское время одним из способов языческих молений – стало их совершение рано утром или даже ночью. По рассказам очевидцев – ночное языческое моление очень впечатляет. Особенно со свечами и с жертвенным костром. В наше время это практически не сохранилось.
Однако власти также не дремали, очень часто милиция врывалась в священные рощи, разбрасывала котлы и жертвенную пищу, затаптывала костры, а до войны практически все карты были арестованы или сосланы из Марий Эл.
По этому поводу одна интересная история, что произошла в Кушнанурской роще. Однажды летом, после полевых работ несколько семей из Кушнанура договорились провести моление в роще. Готовились тайно, и рано утром (ещё до рассвета) в рощу отправилось трое мужчин, чтобы приготовить всё к обряду. Однако, либо кто-то сообщил органам, либо милиция уже заранее знала сроки проведения молений, но именно в этот день, и рано утром они приехали в эту рощу. Бежать было уже поздно, так как всё было приготовлено к молению, а сама роща вся окружена полями, где никак не схоронишься.
Так вот, когда милиционеры подошли к костровищу, то жители деревни встали у священного дерева и ждали, что их увезут отсюда для разбирательства и наказания. Однако, как ни странно, милиционеры просто осмотрели центр священной рощи, костровище, стол, и как бы совершенно не заметили, что в роще есть люди. Точнее они прямо в упор смотрели на них, даже подходили очень близко, но словно бы их не видели. Они понимали, что в роще кто-то был, кто-то готовил дрова и посуду, но именно рядом стоящих людей они не заметили. Мало того, милиционеры ничего не тронули из того, что мужчины принесли в кӱсото, а потом и вообще ушли из рощи. Обряд в тот день провели без всяких помех.
Шургинская гора
Это нагорье находится в 4 км северо-западнее центра сельсовета, д. Шордур. На ней расположена одна из самых высоких точек Волго-Вятского увала.
Шургинская гора расположена в Моркинском районе Республики Марий Эл, чуть южнее границы с Куженерским районом. Севернее горы находится известная Каменная гора (с родниками), а южнее – расположена гора Чукша (самая высокая точка Вятского увала в Марий Эл). Такое расположение Шургинской возвышенности объясняет очень живописные, рельефные и красивые виды, которые открываются с разных склонов этой горы. Максимальная высота горы – 252-254 метра, эта точка расположена между деревнями Шурга (в честь чего получила название эта возвышенность) и деревней Кушнанур, рядом с щебёночной дорогой.
Название Шурга (Шургыял) – с марийского: лесная деревня, или деревня в чаще леса.
Деревня эта очень древняя – она известна ещё по картам Казанской губернии 1700 года. Рядом с этой деревней проходил тракт: Казань – Уржум, что обеспечивало хозяйственную жизнь в этом глухом уголке.
На расстоянии 1,5-2,5 км. (у подножия горы) протекает р. Изюмка. Весной вода выходит из берегов, заливает луга, впадает в р. Ировка.
В окрестностях деревни много родников, но в основном это ключи, которые бьют из-под земли. Воду берут из родника "Вончер", который течет в 300 метрах от деревни.
Южнее деревни Шурга, на возвышенности, расположена деревня Кушнанур, с восточной стороны на окраине находится молельная роща, куда по праздникам приходят молиться верующие.
Но самый красивый вид на Шургинской горе открывается с южной околицы деревни Шурга на настоящие горные перевалы и урочище Ашнак, которое хранит свои легенды и загадки.
По историческим справкам: Ашнак — феномен, своеобразное природное явление, по форме напоминает котловину с покатым спуском со всех сторон, по ее дну протекает река Изюмка (правый приток Ировки).
Чуть поодаль расположены Малое озеро (Изиер) и Большое озеро (Кугуер), величественный сосновый бор, луга, поляны придают ландшафту особую привлекательность. Местность Ашнак богата ягодами, грибами, лекарственными травами, имеются места обитания зверей и птиц.
Существует легенда, что в этих местах жил лесной атаман по имени Ашнак, который совершал разбойничьи нападения на путников и торговых извозчиков. В память об этом атамане - котловина и прилегающая к ней местность названы его именем.
Рядом (восточнее Шурги) проходил старинный Уржумский тракт, который помнит и уход татар, после взятия царем Грозным Казани (д. Алмаметьево), а также помнит восстание Пугачёва, и революционные события прошлого века. Тракт этот был оживленным, он соединял Морки с Параньгой и Марий-Туреком, а потом уходил на Уржум. Еще в начале 19 века по историческим данным каждый день через Морки проходило 100-200 торговых подвод из Уржумского уезда в Казань и обратно. Поэтому лесным разбойникам на этой дороге было чем поживиться. Отсюда и пошли местные легенды про разбойника Ашнака и его ватагу, которые наводили ужас на всех проезжающих купцов, торговцев и даже простых крестьян. Прячась в глухом урочище, в настоящих лесных дебрях, разбойники частенько нападали на торговые караваны, а потом снова пропадали в чащах. Местные жители, помалкивали о заветном урочище, где прятались разбойники, чтобы не связываться с лихими людьми, а может, кто и сам принимал участие в разбойничьих набегах, или предупреждал о приближении богатых торговых подвод на тракте.
Были легенды и о кладах, которые закопал Ашнак в заповедном урочище, как, впрочем, есть такие легенды везде, где промышляли лихие шайки и грабили на глухих дорогах нерасторопных купцов.
Поселок Ашнак.
Несуществующий населенный пункт. Поселок Ашнак находился в 9 км севернее центра сельсовета, д. Шордур. Поселок образован в 1934 году. Он располагался на территории Семисолинского лесничества Моркинского лесхоза.
Впервые это богатое природными дарами место было замечено охотниками, охранниками леса, они рассказали об этом в близлежащих деревнях У Коммуна, Визымкутыр, Машнур, Кушнанур. Крестьяне приняли коллективное решение: открыть здесь малое предприятие по переработке леса.
По словам старожила В. Игнатьева, в 1934 году крестьяне открыли порошковый завод. Для подачи воды к заводу и ее стока обратно были проложены специальные желоба длиной более 100 метров. Недалеко от завода находился водоем, на котором работала водяная мельница. Рабочие жили в общежитиях барачного типа, в поселке работали магазин, баня, клуб, столовая, пекарня, школа.
С началом Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. порошковый завод свое существование прекратил, но отдельную продукцию рабочие все-таки выпускали: мастерили ложки, чашки, лопаты, бочки, рубили лес, который возили на 47 км, погрузочно-разгрузочную станцию.
В 1959 году в пос. Ашнак проживали 38 мужчин, 52 женщины, мари и русские. В 50-е годы заготовка леса продолжалась, его вывозили на автомобилях в поселок Зеленогорск, развернулась подсочная работа.
В первой половине 60-х гг. XX века в окружении поселка осталось недостаточное количество делового леса для производства, в связи с этим работать стало негде, люди начали уезжать в поисках работы. Поселок Ашнак прекратил свое существование.