<— Изикугунурская сельская библиотека Известные земляки —>
Туристический маршрут
Болото "Метри куп"
Болото расположено за деревней Изикугунур. Жил, когда то в этой местности, дед Метри (Дмитрий). Он не смог стерпеть обиды богатых и решил уйти с деревни. Выбрал себе подходящее место и стал там сажать зерно и картошку. Жил он там долго и его все устраивало. Через некоторое время люди начали собираться вместе и образовали деревню. Дед Метри тоже пошел жить в деревню, а свое место оставил, так как был расположен в низине.
В один из дождливых годов это место стало непроходимым и превратилось в болото. В болоте появились утки.
В настоящее время болото снова заросло деревьями и превратилось в проходимые места. А название «Метри куп», так и осталось.
Болото "Ош вульо куп"
В Изикугунурской стороне очень много болот. Об одном из них хочется рассказать.
Это было ещё в царские времена, когда собирали дань. Жил один бедный мужик. У него кроме коня ничего не было. На жизнь зарабатывал этим конем, помогая соседям. И вот настал такой момент, когда мужику нечего было отдать. Урядники вывели коня. Старик на прощание поцеловал своего коня. Конь вырвался из рук урядников и поскакал. Старика очень долго избивали и убили.
Конь очень долго бродил по лесу, скучая по хозяину и вот однажды, утонул в болоте. И это болото до сих пор называют «Ош вульо куп».
Луг "Олыкан эҥер"
Это было давно. Около деревни Малая Мушерань текла маленькая речка. Два друга решили построить водяную мельницу, звали их Василий и Кузьма. Для этого надо было соорудить пруд. В этой речке они соорудили два пруда, каждый для себя, и стали строить водяную мельницу. Мельница стала очень нужным для односельчан. Односельчане стали приходить на мельницу молотить муку, крупу. Василий и Кузьма стали жить лучше.
Пришло то время, когда стали создавать колхозы и двух друзей раскулачили. Шли годы, без должного ухода, в один весенний день, два пруда сошли с берегов и образовали ту же маленькую речку. Мельница тоже развалилась. Около маленькой речки образовался луг. Колхоз там стал сено косить.
Сейчас это очень красивое место, где вокруг лугов весной цветут калина и черемуха. Там очень много разных ягод. А в лугу летом пасутся коровы и овцы.
Мельница на озере «Вакшъер» (местность)
Деревня Юшуттур расположена на очень красивой местности. Всю деревню окружают луга.
Однажды по этой местности проходил мужик, его звали Элександр. Спустившись в овраг, он нашел много родников, которые вместе образовали маленькую речушку. Увидев эту речку, он подумал: «Хорошо бы здесь сделать пруд и построить водяную мельницу». Свое задуманное он стал приводить в исполнение. Его труд стал для односельчан нужным и полезным. Он сам стал для людей молоть зерно.
Через некоторое время стали создаваться колхозы. И в деревне Юшуттур создали колхоз «Йошкар кече», и эта водяная мельница перешла колхозу. Мельница существовала до 1951 года. Впоследствии эту местность стали называть «Вакшъер» (Мельница на озере).
Это место до сих пор существует, но пруд не сберегли. Маленькая речка все течет, ведь там до сих пор много родников. Вода очень чистая. На месте старого пруда растут деревья. Вокруг были поля, а сейчас поля превратились в леса.
С утра в этой местности поют соловьи и другие птицы.
Мемориальная доска «Тиде ял - Нурумбал - мыйын шочмо вер!» Альберту Николаевичу Степанову в деревне Нурумбал
Населенный пункт Ронгинский мост
Несуществующий населенный пункт. Населенный пункт Ронгинский мост был основан перед началом войны 1941-1945 годы, был расположен на расстоянии 11 километров от центра сельсовета, деревни Весьшурга. Располагался недалеко от дороги деревни Изикугунур - село Ронга, на левом берегу реки Юшут, в 200 метрах от старого деревянного моста. По новой дороге это правый берег реки Юшут. Целью постройки населенного моста стала подготовка леса и его сплава по реке Юшут. Для проживания было построено два деревянных дома барачного типа, с тремя отгороженными комнатами. В комнатах были расположены: магазин, столовая и место для отдыха...
Овраг Чалпая «Чалпай корем»
Давным-давно в местности, где сейчас расположена деревня Немецсола, жила семья мужика по имени Чалпай. Он долго искал красивое место, чтобы построить дом для своей семьи. Долго искал и вот однажды нашел такое место, около маленькой речки. Стал корчевать лес. Построив дом, стал обживаться. С тех пор прошло много лет, уже давно нет на этой земле ни семьи Чолпая, ни дома, но всё равно местные жители этот овраг называют «Чолпай корем» (Овраг Чалпая).
Озеро «Комбыер»
По старой прямой дороге из д. Нурумбал в п. Зеленогорск, по левую сторону, расположено озеро. Начало этого озера широкое и длинное, а заканчивается где-то в лесу. Со стороны восхода солнца находится большой луг, где раньше косили траву.
Озеро расположено в красивой местности. Вокруг озера растут высокие и стройные сосны, их можно сравнить с национальным героем «Онар». Со стороны заката высокий берег и сосны с этой стороны кажутся еще выше и стройнее.
Если озеро осмотреть с высоты птичьего полета, то кажется, что гусь шагает по земле «ошкыл толшо комбыла коеш». Можно увидеть очертания головы, шеи, лап, туловища и хвоста. По этой причине озеро назвали «Комбыер».
Это озеро богато рыбой, особенно водится карась.
Озеро «Леве ер» (Теплое озеро) местность
В местности деревни Немецсола жил мужик по имени Левенде. Ниже «Чолпай корем» (Чолпая овраг) он построил пруд, построил водяную мельницу. Перешел сюда жить с семьей и стал молоть зерно для своих соседей. Для соседей он стал уважаемым человеком.
В пруду было очень много рыбы. Он разрешал соседям ловить рыбу. Летом около речки детишки толпились: кто купался, а кто ловил рыбу.
Дедушка Левенде давно умер, и нет этого пруда, мельницы. Но память о добром мужике все еще живет. Ведь недаром в народе говорят: «Добро никогда не забывается». В память об этом мужике осталась местность, с названием «Левы ер» (Теплое озеро).
Родник в деревне Малая Мушерань
Этот родник расположен в деревне Малая Мушерань. По рассказам старожилов, в недалеком прошлом, родник изменял своё месторасположение, что родник берёт своё начало с «Шырган» (название местности). Однажды жители деревни бросили в «Шырган» отходы овса и через некоторое время эти овёс оказался в роднике и в одном из колодцев деревни Малая Мушерань.
Вода в роднике очень чистая и при её кипячении не образуется накипь.
В 2015 году жители деревни на свои средства привели в порядок родник и подходы к нему, построили закрытое купальное помещение. Но русло родника снова поменялось.
Чистейший родник обеспечивает людей питьевой водой. В нижней части родника, жители после стирки полощут белье, поскольку, вода очень мягкая и не холодная.
Родник "Чачи памаш"
Родник находится в двух километрах за деревней Немецсола. До революции жизнь была очень трудной и жестокой. Многие сами на себя наложили руки, прощаясь с жизнью.
В одной из деревень этой местности жила девчонка по имени Чачий. Девчонка была очень красивая, трудолюбивая. Жила она одна, так как родители ее давно умерли. Увидев красивую девчонку, богатый мужик забирает её к себе. Она становится рабом. Жизнь пробежала очень быстро, девочка превратилась в девушку и пришла любовь. Она полюбила такого же раба, красивого и стройного. Но парня забирают в армию взамен богатого парня. Девушка долго горевала, тогда повязав камень на шею, бросилась в родник. С того времени этот родник называют «Чачи памаш».
В настоящее время люди пользуются водой из этого родника. Много земляники, черники поспевают летом вокруг родника. Люди говорят спасибо «Чачий памаш», ведь, когда захочешь попить, всегда можно подбежать к роднику и напиться студеной водички.
Священная роща "Агавайрем ото"
Роща расположена на расстоянии один километр, западнее от деревни Изикугунур. Роща является недействующая. В роще стоят очень много лип, но они уже очень шершавые. В эту рощу со своими бедами и счастьем приходили люди из двух деревень: Изикугунур и Ушуттур. Они просили у бога помощи, а так же благодарили.
После весенних полевых работ люди готовились к празднику. Со слов старожилов раньше в эту рощу ходили молиться всей семьей, коромыслами несли угощения. Это обязательно были: блины, туара (сырники), квас и яйца. Дети качались на качелях, а старшие молились богу о хорошем урожае, просили дождя, счастья и благополучия для семьи. Был и карт кугыза. Праздник очень почитаем односельчанами, так как посвящен божествам плодородия, земли и силам природы, имел важное религиозное значение. К празднику тщательно готовились, наводили образцовый порядок вокруг своих домов.
Жители этих деревень позапрошлом году очистили рощу. Роща стала уютней и светлей.
Памятник «Память воинам, павшим в Великой Отечественной войне»
В 1995 году в деревне Изикугунур открыли памятник. Инициатором был бывший председатель колхоза «Дружба» Григорьев Гурий Григорьевич, финансировал колхоз «Дружба». В памятник занесено 276 имен из деревень д. Юшуттур – 33, д. Нурумбал – 23, д. Малая Мушерань – 21, д. Немецсола – 45, д. Изикугунур – 22, д. Весьшурга – 47, д. Масканур – 19, д. Тайганур – 23, д. Дигино – 15, д. Кучуко-Памаш - 27, д. Озеро – 1.
В день открытия памятника были привезены 16 медных капсул, в которых была земля с мест захоронений наших земляков. Эти капсулы привез руководитель
группы «Поиск», бывший руководитель Кельмаксолинской администрации Советского района Л.Н. Киртаев.
Через 50 лет после победы сыновья Изикугунурской стороны «возвратились» домой. Состоялась панихида, затем коробки с именами воинов были захоронены перед памятником. После этого были привезены еще 52 капсулы. Каждый год в День национального героя 26 апреля, в День победы 9 мая местные жители собираются около памятника, зажигают свечи воспоминания, возлагают цветы, говорят спасибо за мирное небо нашим героям-землякам.
Все эти годы за памятником ухаживает администрация и работники культуры, библиотека. Каждый год проводится косметический ремонт. За памятником силами работников Изикугунурской СДК и Изикугунурской сельской библиотеки ведется постоянный уход. Каждый месяц проводится уборка территории. На территории памятника посажены лилии.
Одна плита обелиска с мемориальной доской с именами была искорежена, но в 2016 году с помощью клуба и библиотеки отремонтирована.
Мероприятия, посвященные ко Дню Победы, торжественные митинги к национальным героям, всегда проходят около этого памятника. К памятнику приходят родственники погибших на этой войне, ветераны, воины Афганской, Чеченской войны, школьники.
Этот памятник напоминает нам о мужестве всего нашего народа, на этой страшной войне. Чтобы в нашу страну никогда не пришла такая страшная война, хотелось бы, чтобы во всем мире был мир.
Маломушераньское водохранилище (Арым плотина)
Находится северо-восточнее деревни Малая Мушерань в трех километрах. Сюда стекают река Арка и приток реки Юшут.
Водохранилище предназначено было для орошения полей колхоза «Дружба». Над проектом работал «Институт Марийскгипроводхоз Марийскмелиорация". Строительную работу вело Марийское республиканское объединение по мелиорации земель «Марийскмелиорация», работала Шиньшинская ПМК № 13. Начали в 1988 году, ввод состоялся в 1980 году. Ширина плотины 6,5 м., высота – 11 м.
Колхоз «Дружба» так и не успел пользоваться водохранилищем.
В настоящее время около плотины построили навес, столы, поэтому здесь много отдыхающих.
В воде водятся такие рыбы, как красноперка, щука, окунь, карп, плотва, мелюзга. Здесь можно увидеть рыбаков, особенно в летнее время. Жители близлежащих деревень вокруг водохранилища собирают землянику, чернику, грибы.
Церковь Святителю Николаю Чудотворцу в деревне Изикугунур
Из ведомости о церкви за 1916 год мы узнали, что первоначально 1885 году построена Церковная школа, но по прошению прихожан в 1892 году преобразована в церковь. «Деревянное здание, с каменным фундаментом, крытая железом, ограда вокруг церкви деревянная, окрашена зелёною краской. Колокольня и ограда вокруг церкви устроена в 1899 году на средства прихожан. В октябре 1894 года церковь освящена «Во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца». Первым священником был Николай Аникин.
В 1932 году церковь была закрыта и здание передано под клуб. Церковь Святителю Николаю Чудотворцу в деревне Изикугунур тоже постигла такая же участь, как и другие церкви, которая была в годы гонения.
Стараниями педагогов Изикугунурской восьмилетней школы, и под руководством Анатолия Гурьевича Крылова, построена будка. Строить это
помещение помогали школьники этой же школы. Верующие из других местностей тоже приходят сюда молиться.
Очень хочется возродить эту церковь. Жители деревень собирали деньги, но они до сих пор не освоены. Вся проблема в том, что пока нет такого человека, который сплотил бы жителей на возрождение церкви Святителю Николаю Чудотворцу.