<— Известные земляки Деятели района —>
Михаил Николаевич Янтемир
Михаил Николаевич Янтемир (1887-1938) происходил из крестьянской (неграмотной) семьи марийских язычников деревни Кутюк- Кинер Моркинской волости Царевококшайского уезда. В детстве он носил имя Актанай. Его отец Пайбулат Янтемиров, убитый горем крестьянин, после смерти жены совершенно не заботился о судьбе сына. Мачеха, вторая жена Пайбулата часто выгоняла пасынка из дома.
Примерно в 1898-99 годах из Казани на каникулы на лето приехал соседский сын Айдуш, на три года старше. Он очень просил поехать вместе в Казань и поступить куда-нибудь на работу или учиться в школу. Так Актанай покидает родной дом и едет в Казань вместе с другом Айдушем, который в последствии стал Николай Николаевичем Беклемишевым и до репрессии 1937 года работал в родной школе учителем.
Дата его рождения определена условно при крещении, когда ему было примерно 12 лет. И соответственно год его рождения – 1887. А день святого Михаила 21 ноября, когда его крестили, стал считаться днем его рождения. А от своего крестного отца губернского предводителя дворянства графа Н.Д. Сазонова – он получил отчество и фамилию. Дворянин Сазонов, крестный отец воспитывал его в своей семье, на свои средства выучил его. Михаил успешно закончил начальную инородческую школу, затем духовную семинарию.
Михаил постепенно начинает отходить от судьбы священного служителя.
После учебы М.Н. Сазонов учительствовал в селе Теньки недалеко от Казани, там женился, а в 1914 году, чтобы избежать призыва в армию (как сам потом писал в анкете), он окончил миссионерские курсы и стал священником. Служил он в Верх-Ушнуре и Новом Торъяле. Летом 1917 года М.Н.Сазонов создал в Новом Торъяле Общество мари, участвовал в работе Первого Всероссийского съезда народа мари в Бирске, где перед началом работы съезда он перед православными делегатами отслужил молебен. В 1919 году, сбросив духовный сан, вновь стал учителем. Тогда же сменил фамилию на «Янтемир» по имени деда. В 1922 году с семьей переезжает в Краснококшайск и начинает работать в областном бюро статистики.
В 1920- х годах усилиями многочисленных энтузиастов стало развиваться краеведческое движение. Изучение родного края, его природы, естественных ресурсов, истории, культуры велось не только любителями, но и приобрело научные основы. Одним из известных ученых-краеведов Марийской автономной области стал тогда Михаил Николаевич Янтемир. Он увлекся изучением родного края. Много пишет статей об использовании природных ресурсов Марийской области, по этнографии. В 30-х годах, когда работал в МарНИИ (научно-исследовательский институт), выезжает с экспедицией во все районы республики, выявляет места залежи нерудных полезных ископаемых, проводит гидрологическое и почвенное исследования территорий районов, выявляет сырьевые запасы для стекольного производства и лесной промышленности. Так он указал на месторождения камня в Коркатово, Кармангоре, Чукше; торфа в Моркинском, Куженерском районах, минеральных источников и лечебной грязи в Моркинском и Звениговском районах. В 1932 году Михаил Николаевич выпускает научные труды «Нерудные ископаемые в Марийской области», «Описание Марийской области», о расселении мари и о возможных границах и т.д.
Одновременно с этой деятельностью он занимается сбором этнографических и краеведческих материалов: изучал быт, культуру и историю мари, записал много легенд и преданий, песен. Янтемир утверждал, что с изучая собранные легенды и предания, можно сделать вывод, что в результате притеснений и колонизаций славян народа мари, марийцы вынуждены были уходить с центральных районов России на восток и север, оставив своим селениям марийские названия в Вологодских, Костромских и Ярославских губерниях. Предки Звениговских и Помарских марийцев еще 300 лет назад пришли с территории Литвы. В легендах упоминаются имена Отлаша, Орослана, Паймус, Кустриса, Аляша. Во главе них был марийский князь с именем Олегдер.
Михаил Николаевич утверждает, что Моркинские марийцы пришли сюда в этот край со стороны Казани. Об этом говорит марийское название озера под Казанью «Каванер». Об этом еще в 1905 году написал легенду в стихах «Каванер» наш земляк из деревни Малый Кулеял А.Ф. Сайн Эрге Сайгельде – Букетов. И еще: дед Тоймакова из деревни Большой Карамас будто носил латышское имя Куртелиса.
В результате трагической гибели от рук сталинских палачей многие труды Янтемира позабыты, растерялись такие как «Маритурекский кантон», «Энергетические ресурсы Марийской области», неучтены и не осуществлены его предложения об истинной границе марийцев Кировской, Нижегородской областей и Чувашской республики, о рациональном использовании природных и лесных ресурсов.
Его в годы сталинских репрессий обвинили врагом народа и расстреляли в 1938 году. Сейчас его имя восстановлено.
Источники:
1. Марийская Биографическая Энциклопедия: 3849 имен в истории Марийского края и марийского народа. / Автор и руководитель проекта В.Мочаев. – Йошкар-Ола: Марийский Биографический Центр, 2007. – С. 424.
2. Морко: Замечательные люди удивительного края. Сборник документальных очерков. – Йошкар-Ола: Редакция газеты «Марий Эл», - 2002. – С. 36-39.
3. Трагедия народа. Книга Памяти жертв политических репрессии. Том II. Йошкар-Ола. Республика Марий Эл. Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий при Президенте Республики Марий Эл. Управление Федеральной службы безопасности России по Республике Марий Эл. Марийская организация общества «Мемориал», 1997. - C. 250-271.
Статьи:
Титов, А. А. Выдающийся ученый-краевед : [Михаил Николаевич Янтемир] / А. Титов // Моркинская земля. - 2024. - 3 мая. - С. 3