Игумен Анастасий - Кидалашев Александр Иванович
Родился в 1866 году в крестьянской семье в деревне Тыгыде Морко Моркинской волости Царевококшайского уезда, после окончания в 1885 году Казанской учительской семинарии нес послушание учителя Цибикнурского земского начального училища.
Уже в молодости Александр Кидалашев хотел уйти в монастырь, однако известный просветитель Н.И. Ильминский убедил его остаться в миру, чтобы служить своим соплеменникам. 1 августа 1890 года А. Кидалашев был рукоположен во диакона, а в 1892 году — во священника.
Поначалу отец Александр служил в Троицкой церкви села Русский Уртем, затем — в Свято-Никольском храме села Кожла-Сола, а в 1896 году был переведен в Пантелеимоно-Владимирскую церковь села Уньжа, где около пяти лет заведовал центральной общежительной черемисской школой «Братства святителя Гурия». Современники характеризовали его как человека бескорыстного, смиренного, отдающего делу все свои силы и скудные средства.
Рассказывали, что однажды отец Александр приехал в Казань на прием к архиерею. Раздававший все, что получал, своим нуждающимся соплеменникам, батюшка не имел даже сапог и поехал в валенках. Но секретарь Владыки, заметив это, не пустил его на глаза архиерею. Отец Александр молча удалился и вернулся домой пешком за 60 верст. Впоследствии, характеризуя батюшку, автор книги о Николо-Березовском монастыре священник Иаков Шестаков писал: «Для него нет отдельных личностей, на стороне которых были бы его симпатии и антипатии: он уважает или порицает в человеке исключительно его поступки, а не личность или сословие, к которому принадлежит порицаемый. Если иногда в речах его и сквозит порицание, то это допускается не ради красного словца, а скорее в назидание самому себе, что так делать не следует. Тон его речей отличается объективным спокойствием и остается таким и тогда, когда приходится касаться случаев или фактов проявления черной неблагодарности со стороны некоторых лиц, он остается спокоен и утешается только тем, что нельзя на свете прожить без какого-нибудь несчастия, потому что «жизнь дарована нам, как милость и как должность. Счастье есть милость, а терпение несчастий — должность.
Получив милость, мы не имеем права отказываться от должности». Вскоре Господь призвал отца Александра к монашеской жизни.
В 1901 году, после кончины супруги, батюшка был пострижен в монашество с именем Анастасий и по ходатайству епископа Уфимского и Мензелинского Антония (Храповицкого), знавшего его по служению в Казанской епархии, назначен настоятелем черемисского Николо-Березовского монастыря в сане игумена. Заботы об устройстве обители и открытой при ней миссионерской школы целиком занимали его. Редким своим трудолюбием батюшка подавал прекрасный пример для насельников монастыря, часто говорил им: «Труд к свету и правде ведет, в мире и дружбе с трудом радость найдешь». Труды по обустройству обители и просвещению населения: Первой заботой настоятеля и братии было построение нового храма, так как освященная в 1881 году Богородицкая церковь по своим размерам была очень мала и тесна. В 1903 году игумен Анастасий со старшей братией возбудил ходатайство пред Преосвященным Климентом (Верниковским), епископом Уфимским и Мензелинским, о разрешении построить новую каменную церковь и получил одобрение. Закладка храма в честь «Казанской» иконы Божией Матери, святителя Николая Чудотворца, преподобного Серафима Саровского, преподобного Сергия Радонежского и Воскресения Христова была совершена 13 сентября 1903 года Нестором (Фоминым), епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии, временно управлявшим Уфимской епархией в связи с болезнью местного правящего архиерея. Второй проблемой было преобразование существовавшей при монастыре школы грамоты, открытой 19 марта 1901 года, в церковно-приходскую, двухклассную учительскую. Такое изменение было осуществлено 2 октября 1901 года, а в 1904 году в школе появилось дополнительное отделение для подготовки учителей во вновь открывающиеся учебные заведения и псаломщиков для инородческих приходов. Помещением для нее служил странноприимный дом, в 1909 году на средства монастыря здесь обучалось 120 детей черемис, татар и вотяков.
Кроме того, к 1910 году в школе были подготовлены 25 учителей и 15 псаломщиков. Игумен Анастасий основал также пять начальных школ в ближайших черемисских деревнях. Он регулярно посещал школы, обходил окружающие деревни, убеждая местное население отдавать детей в обучение. Самоотверженные труды настоятеля обители и братии способствовали тому, что в монастырь стекались богомольцы, чтобы поговеть, потрудиться, усердно помолиться, насладиться уставным богослужением, совершаемым нередко на марийском языке, послушать душеспасительные поучения. Во время празднеств в обители раздавалась духовная литература на марийском, татарском, чувашском, вотском языках. Число обращенных из язычников в христианство к 1910 году составило 73 человека, из которых 58 были марийцами, а 15 — татарами. Посещение монастыря высокопоставленными лицами: не раз посещали Николо-Березовский монастырь и правящие архиереи Уфимской епархии. В 1909-1910 годах в обители не единожды побывал Преосвященный Нафанаил (Троицкий).
В ходе поездок 5 июля 1909 года Владыка освятил храм в честь Воскресения Христова в нижнем этаже строящейся в обители каменной церкви, 9 июля 1910 года — правый придел в честь преподобного Сергия Радонежского, располагавшийся там же. Владыка осмотрел обитель, действовавшие в ней переплетную и живописную мастерские, кельи и общежитие для школьников. Посетил архипастырь и школу, в которой обучались к тому времени дети из Вятской, Казанской, Нижегородской губерний, испытывал учеников по предметам Закона Божия, церковного устава, русского языка, истории, географии и арифметики, отметил хорошие успехи. Еще при первом своем визите в монастырь в июле 1909 года при встрече с духовенством у храма села Николо-Березовка Владыка отметил, что одна из главнейших обязанностей пастырского служения в этих местах — благовествовать Слово Божие среди язычников. «Тяжело смотреть на беспомощных детей, находящихся в опасности. Язычники - те же дети, младенцы по уму, по своему узкому миросозерцанию. Видя детей в опасности, ужели кто пройдет, не оказав помощи. Долг христианского пастыря — обратиться и к ним (язычникам) с призывом и им указать истинный путь жизни. Скажу даже более: это долг не только пастырей, но и всех христиан-мирян». Утешая настоятеля и братию монастыря, архипастырь говорил: «Теперь не нужно унывать, не нужно падать духом. От души благословляю тебя на твои настоятельские и миссионерские труды. Благословляю твоих соратников и юную школу. Утешайтесь тем, что это место находится под особым покровительством угодника Божия Николая, по молитвам которого Господь да сохранит Вас в мире и поможет Вам всем потрудиться во славу Божию, для распространения веры Христовой среди язычников».
8-11 июля 1910 года в жизни Николо-Березовского монастыря произошло знаменательное событие — его посетила великая княгиня Елисавета Феодоровна, сестра императрицы, известная своей благотворительностью, благочестивой жизнью, паломничествами по России. Княгиня побывала в храме села Николо-Березовка, приняла участие во Всенощном бдении перед вратами строящейся в монастыре каменной церкви, присутствовала при освящении придела данного храма в честь преподобного Сергия Радонежского, осуществленного в память ее супруга великого князя Сергея Александровича, погибшего от рук террориста в 1905 году. Гостья осмотрела также деревянную монастырскую церковь, побывала в миссионерской школе, посетила окрестные деревни язычников-марийцев. Особо интересовали княгиню миссионерские труды насельников Николо-Березовской обители. Песнопения, ектении и возгласы в ходе богослужений, совершаемых в эти торжественные дни, звучали попеременно на русском, марийском, татарском, чувашском языках. Во время Всенощной в сельском Николо-Березовском храме одно и тоже поучение после чтения шестопсалмия прозвучало уже на пяти языках (к вышеуказанным добавился вотский).
Следует также отметить, что внимание Николо-Березовскому монастырю оказывали и другие царствующие особы. Например, в 1905 году государь Николай Александрович пожертвовал из личных сбережений на дело устроения обители 4000 рублей. Николо-Березовский монастырь стал одним из важнейших центров христианского просвещения населения Уфимской губернии, в том числе и восточных марийцев. Тем не менее, средств на строительство храма, содержание учеников, оплату труда учителей не хватало. Вскоре в жизни обители начались нестроения, вследствие чего Указом Святейшего Синода от 28 мая 1912 года монастырь был преобразован в женский, а весь состав мужской обители был переведен в различные монастыри Уфимской губернии.